ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Автор: Муратова Елена Анатольевна, учитель начальных классов МОУ школы № 22.
Описание материала: С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников. Предлагаю Вашему вниманию статью о достигнутых результатах проектной деятельности в начальной школе. Думаю, что данный материал будет полезен не только учителям начальных классов, но и другим педагогам, в качестве консультационного материала по использованию проектной деятельности в своей работе.
Цель: Передача опыта.
Задачи:
— донести работу по проектной деятельности на практике;
— вызвать интерес к исследовательской и проектной деятельности в целом;
— развивать умения по созданию проекта и исследовательской работы;
— призвать к активному применению в образовательных учреждениях проектной деятельности, как одной из современных образовательных технологий.


«Человек рожден для мысли и действия»
Марк Тулий Цицерон

Уважаемые коллеги! В своей статье я хотела бы затронуть вопросы, связанные с проектной деятельностью младших школьников, как одним из условий успешной реализации ФГОС второго поколения.
Благодаря реформированию системы образования, мы – учителя, теперь имеем дело с интересной и увлекательной, на мой взгляд, проектной и исследовательской деятельностью.
Работая по учебно-методическому комплексу «Школа России», в каждом учебном предмете, начиная с первого по четвертый класс, встречается увлекательная и творческая работа над проектом. Таким образом, вместе с детьми занимаемся проектной и исследовательской деятельностью четыре учебных года.
Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Ведь метод проектов в образовании не случайно приобрел большую популярность. На самом деле участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Кроме того, младшие школьники в процессе реализации проекта получают большую творческую тренировку, что очень важно, так как основная цель проектов на современном этапе — это социализация детей.
Полученный опыт, позволяет предположить, что при правильной организации учебного процесса проектная деятельность весьма успешна, и приносит — желаемые результаты.
Так например в 2014 году мы с ребятами 2-4 классов реализовали проект «Книга о маме», который включал в себя разнообразную творческую и исследовательскую деятельность.

Дети познакомились с профессиями своих мам, узнали об их увлечениях и хобби, сделали своими руками подарок, нарисовали портрет мамы, написали маме благодарность, все это красиво оформили и преподнесли своим мамам на торжественном празднике День матери, к которому долго и кропотливо готовились.

В нашей школе методу проектирования уделяется пристальное внимание. На самом деле, грамотно организовать такой сложный вид работы, как создание проектов с учащимися, довольно сложно. Эта работа требует много сил и времени и от учителя, и от ученика, и от родителей. На мой взгляд, очень важно дать первые умения по созданию проекта и исследовательской работы именно младшему школьнику.
В этом году в рамках Недели русского языка мы стали победителями в номинации «Лучший школьный проект».
Для нас проектная деятельность стала совместной учебно-познавательной, творческой и игровой деятельностью, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
Проект в начальной школе это не доклад и не сухой отчёт – это, напротив, красочное действие. В его основе лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, а также развивать критическое мышление. Метод этот может быть ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
В работе над проектами стараюсь как можно больше заинтересовать и родителей учащихся. В этих целях провожу всеобучи, родительские собрания, где уделяю особое внимание этапам работы над проектом.

В этом учебном году (2016-2017 гг) с одним из проектов, а именно «Давайте будем беречь планету» я стала участником на соискание премии губернатора Московской области Наше Подмосковье. И пусть призового места я не заняла. Но с достоинством защитила свой

проект . Ссылка на проект : https://наше-подмосковье.рф/projects/4141/

В помощь над работой исследовательской и проектной деятельностью, готовлю и распространяю памятки для учащихся и для их родителей. Некоторые родители заинтересованы и являются активными помощниками, чему я, безусловно, очень рада.

В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, заключения и выводы, подведение итогов работы над проектом. Отличные продукты проектной деятельности появляются на свет!

На мой взгляд, проектная деятельность в современном обществе — это будущее нашей педагогики в целом. Она способствует развитию личности, как детей, так и взрослых. Дети сами выбирают пути решения поставленной, выбранной ими проблемы, сами собирают информацию, сами реализуют проект. Педагог и родители только помогают и направляют.
Своим опытом с огромным удовольствием делюсь с коллегами, в том числе на страничках своего
Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого философа и драматурга Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, размышляйте, и хотя и криво, да сами!».
Желаю Вам творческих идей!
Благодарю за внимание!

Автор: Муратова Е.А

https://mur-lena-lubtokschool22.edumsko.ru/articles/post/1430980